Переобуваемся своими силами
0. Не забываем о самоизоляции.
Найдите вдали от потока людей небольшую горизонтальную площадку — чтобы машина не стремилась с неё укатиться,
1. Поставьте автомобиль ровно и безопасно
Поставьте автомобиль на ручник, а коробку — на передачу (если у вас «механика») или в режим Parking (если «автомат»). Подложите под колеса, противоположные тому, которое собираетесь менять первым, пару камней, брусок или специальные треугольные упоры. Благодаря им поднятая на домкрате машина никуда не денется.
2. Открутите колёсные гайки или болты
Только откручивайте не до конца, а всего на пол-оборота. Это нужно сделать до того, как вы начнёте поднимать машину домкратом. Почему? Потому что за зиму гайки или болты могли «закиснуть», и, чтобы стронуть их с места, потребуется приложить усилие, которым автомобиль можно запросто уронить с домкрата. Не хватает сил? Надавите (аккуратно!) на баллонный ключ ногой или попробуйте увеличить длину рычага подходящей трубой. Только делайте всё аккуратно, чтобы ключ не сорвался, не сорвал грани гаек или болтов и вас не поранил.
3. Поднимите автомобиль домкратом
Хорошо, если у вас есть подкатной домкрат, подобный тем, что используют на шиномонтажах. Он очень устойчивый, не требует идеально ровной площадки, с ним можно сразу поднять одну сторону машины целиком и поменять два колеса…. но можно обойтись и штатным домкратом, который лежит в багажнике каждого автомобиля. Главное — правильно его установить. Верхней частью ему надо касаться кузова только в выделенных для него местах — они указаны в инструкции к машине. Там есть специальные усиленные площадки, и домкрат ничего не повредит. Домкрат должен стоять ровно и упираться в асфальт, а лучше если это будет кусок доски или фанеры, которая увеличит площадь опоры. Менять колёса на земле не стоит — это небезопасно, т.к. домкрат под тяжестью автомобиля в любой момемент может провалиться в землю.
Подняв машину так, чтобы колесо оказалось в воздухе, выкрутите болты/гайки полностью. Если колесо стремится само упасть вам в руки — считайте, повезло. Но может случиться так, что и без болтов колесо держится за автомобиль мёртвой хваткой — когда центральную часть диска за зиму прихватило к ступице коррозией. Если несколько резких ударов руками или ногами по противоположным сторонам шины не помогли, придётся бить по диску. Найдите деревянный брусок, уприте его в диск с внутренней стороны (да, надо будет лезть под машину) и уже по нему аккуратно ударьте молотком. Чувствуете, что колесо немного сдвинулось? Поверните его на 180 градусов и снова ударьте. Так постепенно вы снимите диск со ступицы. Но делайте это аккуратно, чтобы не уронить машину с домкрата. Сняли колесо, положите его под машину, это будет дополнительной страховкой вашего авто, если с домкратом что то пройдет не так.
Если не хотите снова махать молотком при следующей смене колёс, то почистите ступицу от грязи и коррозии металлической щёткой или мелкой шкуркой. Можно слегка смазать место соединения ступицы с колесом — только моторное масло для этого не подходит! Лучше всего взять графитовую смазку. Не лишней она будет и для колёсных болтов. Заодно можете провериь состояние тормозных колодок на дисковых тормозах.
Но сначала посмотрите, нет ли у него повреждений, сидящих с прошлого сезона гвоздей в протекторе, проверьте и установите правильное давление воздуха — пока колесо у вас в руках, делать это проще. Притяните колесо к ступице болтами с небольшим усилием — так, чтобы оно зафиксировалось, но при этом не затягивайте полностью, чтобы не столкнуть автомобиль с домкрата. Заодно можете провести простейшую диагностику ходовой части: попробуйте покачать колесо, сначала ухватившись за него руками сбоку, а потом сверху и снизу. Если чувствуете люфт — запишитесь на сервис для диагностики и, скорее всего, ремонта подвески. Крутиться колесо тоже должно легко (перед этой проверкой машину нужно аккуратно снять с ручника или с передачи) и без посторонних шумов.
7. Опустите машину с домкрата и закрутите болты
Затягивать болты надо уже после того, как машина будет твёрдо стоять на поверхности. Удалите все противооткатные приспособления и зимние колеса. И чтобы не забыть это сделать, после предварительного прикручивания колеса оставьте ключ надетым на один из болтов. Он напомнит, что колесу требуется окончательная затяжка. «По науке», для каждого автомобиля определено и записано в инструкции усилие, которым нужно затягивать колёса. Есть и специальные динамометрические ключи, дозирующие это усилие. Но в полевых условиях можно просто руководствоваться здравым смыслом и закрутить болты усилием рук — стандартным баллонным ключом и безо всяких труб. Важно потом, проехав несколько километров, проверить затяжку ещё раз. Если болты не ослабли, значит вы всё сделали правильно.
Хранить колёса лучше чистыми — если автомойки тоже закрылись на карантин, можно освежить и навык мойки с ведром и тряпкой. Тогда зимняя грязь и реагенты не будут портить резину и диск, пока колёса лежат в гараже или на балконе в ожидании наступления холодов. Да, одетые на диски шины должны именно лежать и, желательно, в тёмном, сухом и прохладном месте. Хранить их вертикально не надо — так в один голос рекомендуют все шинные компании. И, конечно, колёса должны быть накачаны. Ещё один возможный способ хранения колёс — подвесить их на стене или к потолку за диски или обратиться в RuzaShina, где есть услуга сезонного хранения колес.
Поменять колёса самому несложно, даже если у вас нет удобного гаража с мощным домкратом и любимым магнитофоном на полке. Но если описанные выше действия кажутся слишком трудными — просто подождите, пока шиномотажные центры заработают в привычном режиме. Да, зимние шины в тёплую погоду изнашиваются немного быстрее, но в ближайшие недели нам всем лучше оставаться дома. И даже если вам придётся куда-то съездить, то поверьте — с машиной и её колёсами ничего не случится. Берегите себя!
Подготовленно по материалам портала auto.ru